![Дом свободы](http://donjetsk.com/wp-content/uploads/2012/08/1345285482_svoboda-1-770x439_c.jpg)
Дом свободы
В конце августа 1952 года в городе Сталино открылся Областной дом работников искусств, который в истории более известен как Дом работников культуры.
В таком городе, как наш, заведение, сориентированное на искусство и культуру, обречено на сложную судьбу. У Дома работников культуры она такой и получилась. Но при этом, она получилась и уникальной. Дом остался в истории города как место, где происходили многие такие вещи, которые где-то еще тогда представить было невозможно. В 60-х он превратился в место не то, чтобы диссидентское, но альтернативное – это точно. Как «дом родной» его вспоминают как минимум два судьбоносных в истории Донецка человека – организатор джазовых фестивалей Виктор Дубильер и «крестный отец» донецкого КВН Игорь Борц. На самом деле, людей, которые могли бы сказать подобное, гораздо больше.
Эта «альтернативная» слава создавалась не за один год и не одним человеком, хотя чаще других вспоминают Майю Калиниченко, которая проработала директором Дома более 40 лет, начиная с 1969 года. Главная резиденция Дома – бульвар Шевченко, 2 (там сейчас офис регионального отделения Партии регионов) – стала неким символом не то, чтобы протеста, но уж нешаблонности – определенно. Вынужденные действовать в четких рамках партийной идеологии и планов культурной жизни, придуманных в обкоме, хозяева Дома обладали искусством преображать эти планы и рамки до неузнаваемости. Мероприятия, одобренные сверху и совершенно безобидные, выворачивались иногда совершенно неожиданным, непредвиденным, неформатным образом. Вот как описывает один из таких случаев Майя Калиниченко: «Был забавный случай с цыганским театром «Ромэн». Встреча проходила после их выступления, но несмотря на позднее время и усталость после спектакля, цыгане устроили такие пляски до 4-х утра, каких наш Дом еще не видел. Когда разошлись гости, засобирались и артисты. И в тот момент, когда ромы были уже на пороге, ливанул сильнейший дождь, да еще и с грозой. И тут цыгане, недолго думая, затянули песню. Да такую песню, что даже сейчас, когда вспоминаю, мурашки по коже. При этом надо заметить, что располагались мы тогда, как и сейчас, в жилом доме, но никто из жильцов не вызвал милицию. Слушали, наверное. Гроза была минут 40, и все это время цыгане пели».
Представляете себе эту инфернальную ситуацию в самом центре города? Ночь, улица, гроза, цыгане…
В 60-е Дом был альтернативой. Но в 1952 году, когда его создавали, вряд ли просматривалась такая дерзкая судьба. Первым директором назначили женщину героической судьбы Анну Петровну Медяник. На исходе сталинской эпохи о свободомыслии могли мечтать только отщепенцы (с которыми в Донецке никогда не было достаточно хорошо). Поэтому первый период существования Дома можно описать как «спокойный» и «правильный». А потом наступили 60-е, задули всякие новые ветра в культуре, искусстве и вообще. Так получилось, что этот сквозняк распахнул двери Дома и совершенно изменил его суть, сделав совершенно уникальным явлением в истории города.
_________________________________________________________________________
Дом работников культуры на карте Донецка:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
"Ночь, улица, гроза, цыгане…" Распутин…
![](http://donjetsk.com/wp-content/uploads/smiles_old/wink.gif)
Dedushka,
Мдведь
На схеме размещение Областной дом работников искусств указано неправильно, указан дом где раньше был гастроном Киев. (Артёма 84а), а не Бульвар Шевченко 2.
В доме работников искусств был несколько раз, пришлось встречаться и с его директором - Маей Калиниченко
Redman,
Простите, но на сегодняшний день ОДРК находится именно там, где показан на схеме, ну, может быть не посередине дома, а поближе к театру.
Redman,
Все указано правильно, Дом туда переехал несколько лет назад, как технично указал коллега Варяг
Не знал о его переезде, помнил его когда он был ещё на старом месте