Цирк, да и только!
7 января 1926 го-да в Сталино был открыт первый в истории города стационарный цирк.
Дореволюционная Юзовка с цирком была знакома очень хорошо. Что ни сезон, то обязательно прибывали сюдна постой кочевые шапито со стандартным для тех времен набором чудес. Шпагоглотатели. Факиры («Приехал жрец, любимец Рабиндраната Тагора»). Женщина из джунглей, стреляющая без промаха по яблокам, установленным на головах сиам-ских близнецов. Силачи. Чемпионаты мира по французской борьбе – всякие там «Черные маски» против «Стальных молотов». Обычно шапито располагались на Сенной площади, в том квартале, где сейчас гостиница «Централь» и здание Мингулепрома. Далеко не всегда эти представления пользовались успехом у своеобразного населения поселка. Однажды, году в 1900-м, некий итальянец, отчаявшись привлечь в свой балаганчик местного обывателя и будучи не в силах вырваться за пределы Юзовки из-за осенней распутицы, с горя организовал школу силовых искусств — первую в истории города.
До идеи стационарного цирка власти дозрели уже после того, как город изменил название. И не совсем по собственной инициативе. Идею эту всячески проталкивал Федор Яшинов, до революции — бродячий акробат, осевший волею судеб в наших краях. Настойчивость и целеустремленность этого человека принесли свои плоды: в 1925 году отцы Сталино дали добро на строительство здания цирка. И вот к началу 1926-го деревянная постройка была совершенно готова.
Труппа, которую возглавил Яшинов, называлась «Коларт» — «Коллектив артистов». Если верить газетам того времени, циркачи нашего города выступали на высоком профессиональном уровне. В объявлении 1928 года читаем: «В помещении цирка Сталино начинается новая программа с лучшими артистами Республики!» Были и известные гастролеры, например, знаменитый Владимир Дуров со своими дрессированными слонами и морскими львами. Но деревянное здание в истории города больше известно все-таки шоу несколько иного рода: 29 июля 1927 года в нем прошел литературный вечер, на котором выступал герой эпохи, величайший пролетарский поэт Владимир Маяковский.
В своем дневнике этот «горлопан революции» оставил такие сугубо прозаические строки: «Я поехал читать стихи в Сталино. Этот растущий город омываем железными дорогами. Станций семь подходят к нему, но каждая не ближе чем на десять-пятнадцать верст». Несмотря на отсутствие сильных культурных традиций в Сталино, Маяковский обеспечил цирку аншлаг. До Высоцкого на поэтов у нас так больше не ходили… Рассказывали, что Маяковский смотрелся вполне уместно в цирковом антураже: был горяч, как тигр, яростно рычал с арены свои рубленые строфы, сорвал бурю аплодисментов. В те годы Маяковский — это было больше чем поэзия, это был, как сказали бы современные критики, «социокультурный феномен».
Здание цирка простояло до 1933 года и было уничтожено пожаром. Восстанавливать его не стали — видно, не слишком коммерчески успешным получился проект. Через несколько лет вернулись к практике шапито, правда, уже на собственной, сталинской основе. Постоянным местом его расположения был сначала парк им. Постышева (нынешний им. Щербакова), а затем Горсад. Там он и встретил войну…
Опубликовано в газете «Донецкие новости»
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Есть неплохая книг книга "Цирк это праздник" автор Мартынцов Олег Федорович. Там много написано о цирке в том числе и о Донецком. А типовые пректы это время СССР, строили дома типовые, ДК, кинотеатры. Выпускали телевизоры унифицированные.
Да и полно всякой дребидени было.