Дело с факелами
В начале мая 1887 года на Рутченковских шахтах состоялась забастовка — первая многочисленная акция протеста на территории нынешнего Донецка.
Советская историография преподносила ее как «первое организованное выступление пролетариата» в наших краях. Что это было на самом деле, можно догадаться, изучив несколько разнонаправленных источников. Например, историко-экономический очерк «Донецк» 1969 года выпуска, книгу Теодора Фридгута «Юзовка и революция», а также (для баланса) монографию Л. Иванова и М. Волина «История рабочего класса России».
Конфликт возник на шахте №19, принадлежавшей французскому «Горно-промышленному обществу» (и благополучно дожившей до развитого социализма). Администрация установила весенние тарифы в размерах, показавшихся шахтерам обидными. 1500 подземных тружеников выдвинули встречные требования – вернуть расценки на прежний уровень, уволить некоторых ненавистных представителей администрации, а также поставщиков продуктов и фельдшеров. Директор шахты француз Венсан сделал вид, что принимает все условия, а тем временем (ловкий европеец!) послал телеграмму в губернию с просьбой прислать войска для наведения порядка. А когда узнал, что войска посланы – заявил шахтерам, что отказывается от своих обещаний.
Увидев, что их «поимели», да еще столь нагло, шахтеры перешли к активным действиям. Несколько сотен из возмущенной массы составили наиболее активное ядро. Избрав своей целью кабачок и пивоварню англичанина Генри Черча (если честно, ни разу не слышал о такой – скорее всего, речь идет о пивном заведении «Новороссийского общества»), они в ночь на 6 мая двинулись туда с зажженными шахтерскими лампами и факелами. После близкого знакомства с объектами мистера Черча кто-то подал идею двинуться к кабачку Гончарова, на полпути к Юзовке. А чуть дальше был еще один кабачок, принадлежавший Петрову… Так, особо не торопясь, и дошли до поселка «Новороссийского общества».
Фридгут обращает внимание на забавный лингвистический фортель, радикально изменивший восприятие событий. В телеграфных отчетах нервный почтовый работник по ошибке передал, что шахтеры шли не с факелами, а с флагами. Поэтому о рутченковской забастовке и пошла слава как о первом серьезном организованном выступлении юзовского пролетариата. На самом деле, организовывать было некому: никаких сетей и ячеек рабочего движения на тот момент не наблюдалось.
В Юзовке рутченковские шахтеры оказались 7 мая и попытались склонить на свою сторону рабочих металлургического завода. Но призывы вместе «бороться за справедливость» не возымели действия. Полицейские рапорты отмечают исключительную роль Артура Юза в сохранении спокойствия на заводе («благодаря уважению к нему рабочих, смог воздействовать на них»).
Прибывшие, в конце концов, войска подавили беспорядки. Около шестидесяти смутьянов были отосланы в свои родные деревни. Еще 62 человека получили разные сроки, но не более полутора лет. Следственная комиссия признала небезосновательность шахтерских требований. «Горно-промышленное общество» пошло на некоторые уступки. А у трудовых коллективов окрестных шахт появилась традиция, в случае чего, идти на разборки в Юзовку. Именно там они видели корень зла.
_________________________________________________________________________
Шахта №19 на карте Донецка:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
там еще есть такая подробность -горящие факелы в руках шахтеров с Рутченково руководство Юзовского завода увидело далеко в степи ночью, когда на заводе завершился спектакль, сыгранный членами литературно-театрального кружка при заводе.
Anatoliiz,
далеко в степи ночью
День 7 мая 1887 года, когда всё это происходило, соответствует, с учётом прехода на новый календарь, астрономическим суткам 19 мая текущего года. Заход солнца в этот день в 21:42, темнота наступит где-то после 22 часов. С учётом бесчисленных переходов на летнее время и обратно, вводом т.н. "декретного времени" и прочих перетурбаций 22 часа 19 мая 2012 года соответствуют 20 часам 7 мая 1887 года.
Таким образом, был, скажем так, поздний вечер, а может и не сильно поздний. Это логически объясняет почему шахтёры попёрлись посреди ночи пешком с Рутченково на завод, что делало руководство Юзовского завода на работе ночью и зачем членам литературно-театрального кружка давать спектакль в такое время.
Dedushka,
как-то не сильно объясняет.
давайте введем в эту историю масонов?
Zhoock Off,
От чего же не сильно, если у них в 20:00 уже стояла темень?
А может под видом спектакля могло быть заседание масонской ложи?
Zhoock Off,
Конечно. Джон Юз был массоном. Виктор Ф.Я. тоже массон, а на долларах изображена не пирамида, ее следует понимать как террикон, всевидящеем око же означает, что это маленький Виктор Федорович футбол на Шахтере смотрит :)
Так что в Донбассе все вольные каменщики.
AndreiD,
Террикон на долларах - это сильно!
JohnAdmin,
Нужно ж было как-то из далека вводить массонов в эту историю.
А если изображение глаза в треугольнике и круге, с 500 грвенной банкноты, сделать эмблемой вашей 31 экспедиции на терриконы, что будет означать - "смотреть с террикона вокруг", то вскоре и терриконоведов тоже станут причислять к массонам.
AndreiD,
Тем более, что некоторые из них - таки да...
знак "глаза" имеет далеко не массонское значение - это всевидящее око бога. Оно есть на христианских тконах.
массоны просто стали его невольными популяризаторами этого и других религиозных щнаков
учим матчасть
AleFF,
знак "глаза" имеет далеко не массонское значение - это всевидящее око бога. Оно есть на христианских тконах.
Христиане сперли этот символ (как и большую часть своей символики) у египтян. Это вольная интерпретация "Глаза Гора". И почему этот символ не может иметь "масонское значение"?
сказано - масонское - и точка!
не знаю об этом ли случае идёт речь, но в отместку и в назидание славным сынам французского народа рутченковские труженики сожгли два деревянных надшахтных здания на №30 и №31. Некоторые краеведы поясняют этим фактом различие надшахтных зданий на фото разных лет... но опять же есть маленький нюанс....
Кусто,
А египтяне, в свою очередь, всю свою культовую бижутерию поперли из Атлантиды (которая, кстати, располагалась в районе Волновахи, как убедительно доказал донецкий профессор Аноприенко)
slavomir,
Какой же?
да и не масонстве тут дело... рутченково - одно из мест зарождения национал-социализма. именно у своих рутченковских наставников через несколько десятилетий появились благодарные ученики с их ночными факельными шествиями, погромами злачных заведений, притеснениями французов и пр.пр.
JohnAdmin,
из Антарктиды
...Атлантиду они нашли, а Немецкую колонию - кишка тонка...
а если серьёзно, то как сообщают некоторые источники во время бепорядков факелами сожгли два деревянных надшахтных здания на №30 и №31. этим фактом некоторые краеведы объясняют разительное различие надшахтных сооружений этих шахт на дореволюционных фото разных лет... так то оно так, но если подумать возникает принципиальный нюанс...
здания сожгли в 1887-ом?
а по официальной истории первые фото на территории донецка и окрестностей сделаны в 1892-ом...
значит кто то брешет... или то что здания жгли или то что фотографировать в наших местах начали только в 1892...
но здания на фотках разные на ранних деревянные, на поздних - каменные...
хотя при желании всё можно списать на плановую реконструкцию, дерево материал недолговечный...
хотя история с поджогами конечно героическая, но малопривлекательная для инвестиционного климата
slavomir,
Инвестиционный климат у нас мотивируется совсем другими вещами!
slavomir,
А кто сказал, что первые фото были сделаны в 1892?
JohnAdmin,
А египтяне, в свою очередь, всю свою культовую бижутерию поперли из Атлантиды (которая, кстати, располагалась в районе Волновахи
Вечная память гордым атлантам, погибшим в пучине донецкой степи. Волноваха их уже не волнует, а Докучаевск - не докучает. По случаю убедительного доказательства нахождения колыбели европейской цивилизации в донецкой области предлагаю переименовать с.Карловка в с.Монте-Карловка, а пгт.Майорск в пгт.Пальма-де-Майорск.
Кусто,
Вы почитайте книжку профессора Аноприенко. Там очень убедительно эта версия излагается
Кусто,
И Сан-Харцизко тоже
JohnAdmin,
Хорошо :) Я только ссылку нашел на английском:
Кусто,
Если когда-то встретимся, а вы еще ее не купите до тех пор - дам почитать
Кусто,
на счет первого использования - вполне допускаю, что египтяне на сегодня самые ранние из ИЗВЕСТНЫХ пользователей оного
а вот на счет почему считаю, что это не массонство - потому что применение знака не делает его автоматически массонским, то есть это не 100% обозначение именно массонского следа.
AleFF,
на счет первого использования - вполне допускаю, что египтяне на сегодня самые ранние из ИЗВЕСТНЫХ пользователей оного
Думаю, даже не они. Глаз прослеживается так же в индо-буддийской исторической символике. Если верить Джозефу Кемпбеллу, то все локальные мифологии своими основными архетипами восходят к единой пра-мифологии.
а вот на счет почему считаю, что это не массонство - потому что применение знака не делает его автоматически массонским, то есть это не 100% обозначение именно массонского следа.
Да я даже не хочу обсуждать всю эту чушь с масонами :) Явление, на самом деле, третьесортное. Почему к ним так много внимания - не понимаю. Однако, известно много примеров использования исторически чужой символики как своей собственной. Ну и что? Не можем же мы отказать христианам в их главном символе - кресте лишь на том основании, что исторически они сперли идею у культа богини Изиды.
на счет единой пра-мифологии - склонен согласться
остальное - ф топку )))
Если не изменяет память ключевая краеведческая или околокраеведческая позиция следующая. первые фото на территории современного Донецка сняты по окончании холерного бунта и на них запечетлены разрушения на Новом Свете и Ларинском базаре. Всё остальное было уже после...
AleFF,
остальное - ф топку )))
Джордано Бруно тоже так говорил, а получилось наоборот.
slavomir,
Ясно, но кто озвучил эту позицию - вот в чем вопрос?
JohnAdmin,
Если когда-то встретимся, а вы еще ее не купите до тех пор - дам почитать
Хорошо. Договорились :) Но я все-таки постараюсь сам поискать, бо заинтриговали вы меня :)
р.s. что-то уже нашел, а именно Аноприенко А. Я. Атлантида и индоевропейская цивилизация: новые факты, аргументы и модели Это то, о чем вы говорили?
Дмитро жжотЬ :) про підпали :)
Аноприенко - великий историк современности