Дома Донецка: Экспериментальный жилой комплекс на Ильича-Владычанского
В 1975 году проспект Ильича в Донецке украсился дивными домами. К этому времени у простого обывателя уже прочно сложился стереотипа, что жилые многоэтажные дома обязательно должны быть панельными, однообразными и стоять, как солдаты на плацу – по линейке. А тут на главной магистрали города возникло нечто, не укладывающееся ни в какие представления.
Во-первых, дома группировались в некую сложную фигуру, образовывая неожиданные закоулки.
Во-вторых, дома были разной этажности. Одно здание возвышалось на необычные десять этажей, в то время как второе отвечало стандартам в девять.
В-третьих, по всему фасаду дома опоясывали галереи, более привычные для обитателей южных приморских городов, чем для шахтерского края.
Все это разом породило множество слухов об элитном экспериментальном доме с двухэтажными квартирами, заграничной чешской планировки. (У нас в Донецке все новое и необычное, почему-то сразу становиться творением чешского народа).
Общий вид на жилой комплекс построенный по проекту И.Мигоцкого
на пересечении проспекта Ильича и Владычанского. 1976 год
Тот же комплекс в наши дни. 2010год
А между тем комплекс домов на проспекте Ильича имеет вполне донецкие корни. Его запроектировал архитектор Донбассгражданпроекта И.Мигоцкий, а воплотил в жизнь комбинат Донецкжилстрой. Пожалуй, единственное, в чем оказалась права народная молва – дом был экспериментальным.
И.Мигоцкий попытался решить в своем проекте ряд социально-бытовых и архитектурно-планировочных проблем, характерных для быстро растущего индустриального города.
Прежде всего, это наплыв молодых, малосемейных специалистов. Таких обычно селили в общежития. Но страна советов обещала в 80-му году построить коммунизм, при котором каждая семья будет иметь отдельную квартиру, и к этому надо было стремиться. Результатом стала компоновка дома Мигоцкого однокомнатными квартирами, позволившая втиснуть в пределы одного дома около двух сотен квартир (184 для девятиэтажной секции). Это в свою очередь дало сильный экономический эффект: один квадратный метр жилплощади оценивался в 123,9 рубля.
Планировка квартир. Слева – в десятиэтажном, справа – в девятиэтажном доме.
ОБОЗНАЧАНИЯ: ГЛ-галерея, ТМ – тамбур, ПР — прихожая, КХ – кухня, КЛ – кладовка, СУ – санузел, ЖК – жилая комната, М – мусоропровод.
К нашей с вами радости, эффект, как видно, был недостаточно высоким, и галерейные дома не пошли в широкую серию. Иначе бы в Донецке могли появиться настоящие Гарлемские трущобы, или рабочие кварталы, о которых так мечтают наши доморощенные рэперы. Ибо по сути своей дом являл собой громадное общежитие, со всеми вытекающими последствиями. Достаточно заглянуть в первый же подъезд «экспериментального» дома .
Чтобы попасть в подъезд дома надо подняться по чрезвычайно крутым ступеням.
Проход довольно узкий, как и сама лестница в подъезде. Как видно, рассчитано на спортсменов,
комсомольцев и ударников производства.
Помимо повышенной плотности квартир, жилой комплекс нес в себе еще одну новаторскую для Донецка идею – в его первых этажах должны были разместиться социально-бытовые учреждения, призванные облегчить быт обывателя. Магазины, прачечная, парикмахерская, ремонтные мастерские, своя почта и сберегательный банк. К сожалению, понадобилось почти тридцать лет, что бы эта идея прижилась на просторах родного города и стала неотъемлемой частью элитной застройки.
Вторым острым вопросом при проектировании было размещение жилого комплекса непосредственно у крупной автомобильной магистрали, обеспечивавшей стабильно высокий уровень шума. Проблема шума была решена за счет галерейного типа дома. В южных широтах галереи помогают справиться с интенсивным солнечным облучением. Наши архитекторы подсчитали, что таким образом можно снизить шумовую нагрузку на 3-10 децибел, а если вынести в сторону магистрали еще и подсобные помещения, то в квартирах вообще воцариться патриархальная тишь.
Возможно, победить шум магистрали удалось. Но звукоизоляция в галерейном доме от этого не улучшилась. Выйдя из подъезда в начало любой галереи, с легкостью можно услышать, что творится через пять квартир. Любой неосторожный шум, отразившись от множества галерей, начинает гулять из угла в угол причудливым эхом.
Галереи, уходящие вдаль. То ли Алькатрас, то ли негритянское гетто.
Чувствуется наследие хрущевской планировки – высота потолков не выше 2,5 метров.
Помимо борьбы с шумом, галерейный тип дома позволял максимально ориентировать квартиры на оптимальные, в плане инсоляции, стороны света – юг и восток. Этой же цели подчинен и весь жилой комплекс. Он представляет собой два девятиэтажных и два десятиэтажных дома, сблокированные в две Г-образные структуры, смещенные одна относительно другой. Такая хитрая планировка, по мнению архитектора, позволяла выйграть борьбу за благоприятное солнце и произвести четкое зонирование на внутренний, жилой двор, внешний двор-сквер, и хозяйственный двор, куда выходили фасады предприятий общественного обслуживания, размещенные в первых этажах.
Генеральный план жилого комплекса по проекту И.Мигоцкого.
I- внутренний двор; II- сквер; III – хозяйственный двор.
1,2 – девятиэтажные дома; 3,4 – десятиэтажные дома;5,6 – одноэтажные блоки общественного обслуживания;
7, 9 – трансформаторные подстанции; 8 – бойлерная; 10 – существующий резервуар воды; 11 – 4-хэтажное здание
Архитектору Мигоцкому, возможно, представлялась идеалистическая картина, когда детки гуляют в уютном дворе, защищенном от всех ветров и опасностей магистрали, в скверике на лавочках сидят благообразные бабушки, а хозяйственный двор станет центром общественной жизни. Но время внесло свои коррективы. Оказалось, что внутренний двор по причине борьбы с солнцем в квартирах, превратился в полутемный сырой колодец, точь-в-точь отвечающий описанию старых дореволюционных дворов в произведениях классиков соцреализма. Там, где надлежало зеленеть скверу, под землей предательски разместился водный резервуар, не располагающий к высадке деревьев. Зато хозяйственный двор неожиданно превратился в уютный живописный уголок, радующий взгляд свежей зеленью летом и буйством охры осенью.
Вид на внутренний дворик. Мрачновато
А это вроде бы как сквер…
Однако при всех своих минусах, статус «экспериментального» позволил дому по проспекту Ильича обрести свою особую архитектурную выразительность. Мощные вертикальные лифтовые шахты, вынесенные за контур дома, противопоставлены стремительным лентам ограждения галерей, и образуют убедительную композиционную взаимосвязь. Также появилось множество необязательных декоративных элементов, вроде обрамления окон по фасаду и смещенных простенков лоджий.
Это вам не стандартная безликая коробка. Тут чувствуется, что архитектор качественно поработал над внешним обликом своего детища. К сожалению, наше советское начальство не сильно приветствовало такие изыски в архитектуре, больше склоняясь к однотипным проектам заводского изготовления. А будь по другому, и кто знает, как бы выглядел наш город к началу двадцать первого века. Но уж точно не хуже, чем сейчас!
Вид на 10-этажные дома в 1976 и 2010 годах.
Боковой фасад 10-этажного дома 1976год
Боковой фасад 9-этажного дома. 2010 год.
Как видно фасады домов оформлены по разному, но в едином стиле.
Автор — Aryason
В статье использовались фотоматериалы из журнала «Архитектура СССР» №7, за 1976 год.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
я вами горжусь сразу двумя! вот это слог, Ариасон и Евгений Юрьевич!!!
А народу разного там пережило за недолгий век тех зданий - страсть как много. Специфика малосемеек.
"выйграть" - надо исправить
Как же это вы, Алексей, с вашим колоссальным архитектурным опытом, не узнали тут слога архитектурных советских журналов?
Хотя шо как по мне, то эти самые "Мощные вертикальные лифтовые шахты" и "стремительное ленточное ограждение", мне дуже нравятся.
я даже имею специальный цитатник, Е.Ю.))))
не потерял - ибо в электронном виде
это очень характерные штампы. если в предложение всунуть пяток пар прилагательных и существительных-терминов (лучше подряд) - то можно спокойно вставить любое нелепое слово.
это канает только с архитектурными делами и у журнальных музыкальных критиков. люблю такое страшно)
ирония моя никого не обидит, надеюсь?))
прикол в чем - динамика текста не страдает вообще. мне правда такое нравится.
а материал как всегда классный, да и Мигоцкий молодец.
Да там не в том беда, что шахты лифтовые и вертикальные, а втом, что они "мощные", и вынесены на фасад, где вступают в конфронтацию с этими, горизонтальными...Такая понимаете, диалектика в архитектуре периода застоя Это оборот такой словесный, я лично и не так еще могу завернуть.
Как по мне, так радужные видения Мигоцкого интереснее звучат. Там столько вских причастных и не очень оборотов навернуто, что самому радостно читать
кстати, да. И больше ж нет в Донецке подобных?
это ж и есть Ильича, 32
Тоже тюрьма Синг-Синг?
Но разрыв шаблона начинается сразу после входа в подъезд и потом уже не останавливается.
Несколько подобных домов есть в Краматорске, но там этажей больше, 14 вроде. Такие же темные и сырые лабиринты. Брррр
- Надо же, и там люди живут! :)
А ведь еще, наверное, хотят за свои квадратные метры - немалые деньги. Среди нас нет торговцев недвижимостью?
А ведь кухни относятся к помешениям с повышенным требованиям по освещенности. Под окном. в толще стены находился советский "холодильник" на фотке видны его отдушины. А на дворе 1975 год!!!
Но это все цветочки. вон в Греции вообще приравнивают кухню к подсобным помещениям и кухни хрущевских габаритов - для них роскошь
***отвечающий описанию старых дореволюционных дворов в произведениях классиков соцреализма***
до революции соцреализма еще не было, был просто реализм или критический реализм.
До революции были дворы. После революции появились классики соцреализма, которые про эти дворы писали.
В их животрепещущих описаниях - это мрачные сырые колодцы, где солнцем, обычно, освещен какой нибудь крохотный пяточк, по углам лежит мох и пахнет помоями с кошачей мочей.
А дореволюционные дворы остались еще и сейчас, так что вполне возможно, что они так же красочно описаны классиками постнезалежности
Состояние дома, длинные галереи и темный сырой двор. Уехали оттуда через 3 месяца из-за затянувшейся деперссухи. Ужос одним словом.
Кто кого читал...
кстати в краматорске таких домов два. один девяти этажный,второй четырех этажный на улице двоорцовой. кстати дома подобного типа называют скворечниками или курятниками...
спасибо автору за увлекательную статью.
да, дома интересные
много раз ездил мимо и думал - и ведь тут живут...
Живу в этом доме полтора года.. Скажу вам квартиры намного больше и удобнее однокомнатных хрущёвок. Подъезды стрёмные конечно!
Будучи таксистом, замахался вылавливать/встречаться с заказчиками: подъездов как таковых нет, а выходов - аж шесть. И любимое "место назначения" наркоманов и прочих неплательщиков ("ты тут постой а я деньги вынесу")