Казаки и Юзовка: Комментарии
03.02.2013
комментариев 36
Поделиться

Казаки и Юзовка: Комментарии

«Надыбал» книжку уважаемого В.П. Степкина «Казаки и Юзовка» с автографом «С уважением от автора», за что ему превеликое «рахмат»! Однако, при внимательном прочтении, как всегда, возник ряд дополнений, которыми хотелось бы поделиться («Я и здесь молчать не буду!»).

Во-первых, хотелось бы более подробно рассказать об особенностях прохождения службы донскими казаками и более подробно осветить некоторые вопросы комплектования войсковых частей.

С 18-летнего возраста казаки считались военнообязанными и зачислялись в т.н. приготовительный разряд. До 21 года они были обязаны принять присягу (в своей станице) и снарядиться на действительную военную службу – приобрести строевого коня, снаряжение, обмундирование и холодное оружие. Кроме того, они проходили начальную военную подготовку в специальных лагерях. После того, как казаку исполнялся 21 год, он переводился в строевой разряд и отправлялся на действительную (срочную) военную службу в полк, батарею, отдельную сотню или местную команду. После действительной службы, продолжавшейся 4 года, казак числился в строевом разряде 2-й и 3-й очереди (еще по 4 года в каждой). В это время, проживая в своей станице, он должен был содержать строевого коня и проходить военные сборы («лагеря»): во 2-й очереди – ежегодно, а в 3-й – один раз. После этого казак переводился в запасной разряд (5 лет), после чего отпускался «на льготу».

Действительную службу казаки проходили в 2 гвардейских полках, 17 армейских полках, в 6 отдельных сотнях, 1 гвардейской и 7 армейских батареях и в местных командах. Так вот, упоминаемые в книге 3-я и 4-я Донские отдельные сотни были первоочередными, т.е. укомплектовывались казаками действительной (срочной) службы.

Вместе с первоочередными, части 2-й и 3-й очереди составляли т.н. полковые звенья, в которых служили казаки разных возрастов, но одних и тех же станиц. Так, в составе 3-й Донской отельной сотни, числившейся в 10-м полковом звене, служили казаки Луганской, Митякинской, Гундоровской, Каменской и Калитвенской станиц Донецкого округа. А в составе 4-й Донской отдельной сотни (13-е полковое звено) – казаки Преображенской, Филоновской, Анненской, Ярыженской, Дурновской, Павловской, Правоторской и Бурацкой станиц Хоперского округа.

Кстати, упоминаемый В.П. Степкиным в благодарностях С.В. Корягин, приводит факт службы казаков одной станицы в одних и тех же подразделениях, как веское доказательство отсутствия неуставных отношений в казачьих частях русской армии.

Большое мое удивление вызвала публикация в книжке карт 1-го и 2-го Донских, Донецкого, Хоперского и Усть-Медведицкого округов Войска Донского, тогда как карта действительно необходимого Таганрогского округа (со слободой Макеевкой и станцией Мушкетово) отсутствует…

Не совсем понятна необходимость перечисления и приведения биографических справок на командиров всех Донских отдельных сотен. По-моему достаточно было уделить внимание только офицерам «наших» сотен. Так, согласно «Общему списку офицерским чинам Русской Императорской Армии», на 1 января 1900 г. в 3-й Донской казачьей сотне служили: Карасев Степан Федорович, есаул, командир сотни; Марков Михаил Михайлович, есаул; Аврамов Валерий Михайлович, подъесаул; Хохлачев Иван Тимофеевич, подъесаул; Болдырев Иван Андреевич, подъесаул. В 4-й Донской казачьей сотне служили: Кирсанов Константин Петрович, есаул, командир сотни; Скандилов Дмитрий Дмитриевич, есаул; Текучев Александр Капитонович, есаул; Глебов Михаил Трофимович, сотник; Канунников Ефим Козьмич, сотник. Может, стоило бы обратить внимание на биографии именно этих офицеров?

Далее. Кто ошибся: автор или наборщик? Цитирую текст на стр. 22: «…квартировавшая в соседней Макеевке 7-я Отдельная Донская казачья сотня…». Несколькими страницами раньше она была 4-й…

На стр. 31 был «изобретен» 24-й драгунский Дубенский полк. Видимо, имелся в виду 24-й драгунский Лубенский Его Императорского Высочества Эрцгерцога Австрийского Оттона полк (с 1908 г. – 8-й гусарский Лубенский полк).

В таблице на стр. 9 неверно указано время расформирования 1-й – 6-й Донских отдельных сотен – 1917 год. В действительности же эти части уже в 1914 г. пошли на формирование 53-го Донского казачьего полка, став его линейными подразделениями. На 1 июня 1917 г., под командованием полковника Звегинцева, этот полк входил в состав 2-й бригады 6-й Донской казачьей дивизии.

И, напоследок, не вполне понятны слова уважаемого В.П. на стр. 36 об «открытости» вопроса о нахождении казачьих частей на территории Юзовки и Макеевки после 1906 года.

В 1916 г., для несения военно-полицейской службы в Каменноугольном районе, из казаков старших возрастов (запасного разряда) была сформирована 39-я Донская особая казачья сотня. Разместилась она в опустевших казармах 4-й Донской отдельной сотни в Макеевке.

В октябре 1916 г. командиром 39-й сотни был назначен есаул Василий Михайлович Чернецов (1890 – 1918). Много написано о его роли в Гражданской войне, в т.ч. и в бессмертном романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», но мало кто знает о боевой службе Чернецова во время Великой войны 1914 – 1917 гг.

Чернецов Василий Михайлович, из казачьих детей, р. 22 марта 1890 г., казак Калитвенской ст.; окончил городское училище и Новочеркасское казачье юнкерское училище по 2-му разряду.

Юнкером с 1906 г. Произведен в хорунжие 6 августа 1909 г. с зачислением в полк № 9. Холост.

Хорунжий; сотником с 5 октября 1913 г. со старшинством с 6 августа 1913 г. Сотник полка № 9; награжден орденом Св. Станислава 3-й степени – 6 мая 1913 г.

Сотник полка № 26; за отличие в делах награжден: орденами Св. Анны 4-й степени и Св. Станислава 2-й степени – оба 3 февраля 1915 г., Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом – 5 мая 1916 г., Высочайшим благоволением – 27 августа 1915 г.

30 августа 1915 г. назначен командиром Партизанского отряда 4-й Донской казачьей дивизии.

Сотник полка № 26; подъесаулом с 23 мая 1916 г. со старшинством с 13 августа 1915 г.

Подъесаул полка № 26; за отличие в делах награжден: чином есаула – 4 октября 1916 г. со старшинством с 20 февраля 1916 г., орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом – 31 мая 1916 г.; Георгиевским оружием «за то, что будучи в чине сотника, в бою 24 января 1916 г. у д. Гривенек, командуя сотней партизан и получив приказание атаковать сильно укрепленную позицию, невзирая на губительный огонь, преодолевая с большим трудом проволочные заграждения, с криком «ура» ворвался в немецкие окопы, где, работая штыками, ручными гранатами и врукопашную, быстро покончил с ротой противника, которая большей частью была переколота и только небольшой части удалось бежать, а 12 человек взяты в плен» 23 января 1917 г.

С уважением, Picasso.
г. Донецк, 3.2.2013

Казаки 3-й Донской отдельной сотни, Таганрог, 1911 г.

В.М. Чернецов (1890-1918)


Picasso

Picasso

Родился в Донецке. Русский (из уральских казаков). СШ 119, истфак ДонГУ. Служба в армии, работа. Женат, двое детей. Увлечения: военная история, моделизм.

Комментарии

  1. Алюрка
    Алюрка 03.02.2013, 23:10

    Вот чего в нашем деле не хватает, так это опонентов, в достаточной мере владеющих вопросом обсуждения.
    А что до Не совсем понятна необходимость перечисления и приведения биографических справок на командиров всех Донских отдельных сотен так это у Степкина такой тренд, сливать кучу не всегда нужной и почти всегда не систематизированной информации

  2. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 04.02.2013, 11:39

    Може быть кто-то знает зачем крайний справа казачок с первой фотки шашку на пол положил?

  3. Picasso
    Picasso Автор 04.02.2013, 19:22

    =ВАРЯГЪ=,
    а может помешала ему чем-то "селедка" (так часто на дореволюционном "сленге" называли шашку)? А вообще, подобных "дембельских приколов" на старых фото полным-полно: это и фото с револьверами, и с обнаженными шашками, и с разнородным сочетанием элементов форменной одежды и т.д. Вот, например, фото сибирских казаков того же периода:

  4. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 05.02.2013, 09:32

    Picasso,
    Ну, значится будем считать положенный поперек снимка клинок чем-то типа строчек из песни Бернеса - "Бери шинель, пошли домой"(с)

  5. Юзовский
    Юзовский 05.02.2013, 10:37

    Весёленькая картинка на современный лад))

     

  6. Любопыт
    Любопыт 05.02.2013, 15:08

    АЗОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО...



    ТОЖЕ НАШЕ ?

  7. Picasso
    Picasso Автор 05.02.2013, 20:31

    Любопыт,
    это которое располагалось от Бердянска до Мариуполя в 1832-1864 гг.? Наше, но южнее
    Есть еще донецкая общественная организация "Азовское казачье войско", организованная в 1997 г. В.В. Задунайским (кстати, потомок азовских казаков). Тоже наши, но приближеннее (по времени)

  8. Артем
    Артем 06.02.2013, 13:59

    а может помешала ему чем-то "селедка" (так часто на дореволюционном "сленге" называли шашку)?
     

     

      Вообще то "селедкой" называли шашку драгунскую  образца 1881 года (с дужкой), приборный металл белого цвета для полиции.Вот из-за белого цвета ножен и прозвали "селедкой"

  9. Picasso
    Picasso Автор 06.02.2013, 20:07

     

    Артем,
    а Вы фантазер, однако! Придумать белый цвет ножен! Юдашкин! Это как светлые ПР у киевских ППС-ников. 
    Не обижайтесь, но Вы не правы.
    Ножны шашки всегда были черного цвета - деревянные, обтянутые кожей или резиновые. Металлический прибор - медный, желтого цвета. Никакого особого типа шашки для полиции не было. Драгунская, казачья, артиллерийская - и все. А "селедкой" ее называли потому, что висела на ремне вертикально вниз, как хвост селедки (селедку, да и прочую рыбу тогда было принято нанизать на веревку и развешивать для продажи). 
    С уважением

    Полицейские с шашками, 1909 г.

     

  10. busol
    busol 06.02.2013, 20:51

    Вряд ли в 19 века и Задунайский называли войско кАзачим

  11. Артем
    Артем 06.02.2013, 21:20

    Не обижайтесь, но Вы не правы. Ножны шашки всегда были черного цвета - деревянные, обтянутые кожей или резиновые. Металлический прибор - медный, желтого цвета. Никакого особого типа шашки для полиции не было.
     

     

    Ну что вы, какие обиды. Я неточно выразился, не ножны (они конечно были черными), а именно прибор был белым. Возможно это одна из версий, но именно полицейские шашки назывались селедками. 



    [

     

  12. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 06.02.2013, 21:41

    Артем,
    Насчет белого цвета ножен - никогда не встречал и не слышал, как, впрочем, и о том, чтобы их обтягивали резиной. Ножны были деревянные и всегда черного цвета - или обтянутые кожей или крашенные. 

    Picasso,
    Полицейская шашка никогда не носилась на поясном подвесе на ремне - исключительно на плечевом подвесе и полицейский ремень не имел походного снаряжения, которое иногда просто называют портупеей (Икс или Игрек-образной). В то же время армейские офицеры никогда не пользовались плечевыми подвесами, ну, может быть, за исключением случаев ношения наградного оружия вне строя. 
    А поскольку плечевой подвес обеспечивает меньшую возможность для регулировок и большую степень свободы, нежели поясной, шашку в уставном положении приходилось постоянно придерживать рукой, дабы она не путалась в ногах. 
    Плюс кавалерийская шашка ( как "драгунка", так и казачья) немного шире полицейской. 


    Вот отсюда и "селедка" - узкие ножны, болтающиеся на боку и требующие постоянного поддержания левой рукой.

    Впрочем, захотите увидеть, подержать в руках и оценить разницу в подвесах - заходите на огонек. 

    Кстати - о тройной фотографии. Шашки у казаков донские (с одним долом, а не, например, кубанские), подвесы - плечевые, ремни парадные. Только левый почему-то в парадном кителе, а правый - в повседневной гимнастерке. Видать уже тогда на дембельские альбомы было принято фотографироваться кто во что гаразд. У правого вон ваще ножен не наблюдается Зато пижонит в белых перчатках 


    С уважением 

  13. Dedushka
    Dedushka 07.02.2013, 00:29

    Господа, не хотелось бы вас расстраивать, но должен заметить, что шашки были исключительно на вооружении казаков. Полиция, армия, кавалерия, флот и жандармерия были вооружены саблями! Отличие шашки от сабли заключается в наличии так называемой "гарды" — металлической скобы, прикрывающей пальцы от рубящего удара. У шашки такой детали нет.

  14. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 07.02.2013, 09:24

    Dedushka,
    Черт возьми, ну почему я совсем не удивлен? Вы, любезнейший, главное - не волнуйтесь. Ваша ошибка настолько типовая, насколько и распространенная. Ну так вот.

    Шашка от сабли отличается прежде всего тем, что преднаначена для нанесения исключительно рубящего удара, в то время как сабля подразумевает еще и колющий удар. Этим отличием обуславливается как форма клинка, так и специфика заточки. Кроме этого существуют отличия в ширине и изгибе клинка и в способе подвеса.

    Теперь о форме рукоятки эфеса. То, что Вы назвали "гардой" на самом деле называется "дужка", ибо гарда в классическом варианте на русском холодном оружии после середины 19-го века практически не встречается. Так вот наличие этой самой дужки изначально обусловлено возможностью нанесения этого самого колющего удара и облегчением выполнения уставных строевых манипуляций. А еще на конце дужки можно носить темляк. Зато задняя "пяточка" шашечного эфеса имеет бОльший крюк.

    А поскольку отдание чести холодным оружием была и есть исключительно офицерской преррогативой - отсюдова и пошли все разделения, приведшие к тому, что эфес с дужкой использовали ВСЕ офицеры, а без дужки - нижние чины, которые наличествовали исключительно в кавалерийских частях. НО даже нижние чины полиции - обычные городовые - таки имели дужку на эфесе.

    Кстати - те же самые кавалергарды и офицеры гвардейской артиллерии до последнего носили исключительно палаши.

    А офицеры флота - кортики, за исключением наградного оружия - Анненского или Георгиевского.

     

    К сожалению не могу пригласить Вас в гости для демонстрации всего сказанного, ну, Вы в курсе причины. Впрочем я уверен, что Вы знаете, что нужно сделать, дабы исправить эту ситуацию.

     

    Примите искренние уверения в совершеннейшем к Вам почтении.

     

  15. ДИМА
    ДИМА 07.02.2013, 09:31

    В фильме "Служили два товарища " Высоцкого -офицера Янковский с Быковым определили по походке-одной рукой махал,а вторая в покое была-привычка шашку придерживать.

  16. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 07.02.2013, 09:50

    ДИМА,
    Правильно. Только подоплека этого жеста немного другая. Нижние чины кавалерии с холодным оружием обучались воевать преимущественно верхом (разве что драгуны иногда спешивались), в то время как офицеры ВСЕХ трех родов войск были обучены  пешему строю. И потому навык придерживания ножен левой рукой между устьем и обоймицей у них был отработан на уровне рефлекса.

    Кстати, шашка образца 1881 года потому и называется "драгунка", что была полностью унифицирована как для пешего так и для конного строя.

     

    С уважением

  17. Picasso
    Picasso Автор 07.02.2013, 18:46

    =ВАРЯГЪ=,
    спасибо за приглашение, но шашечка и своя имеется (кавалерийская обр. 1927 г.).
    Однако, позвольте усомниться в наличии какого-либо ее "полицейского" образца - обычной "драгункой" вооружались. Ремень шашки - у всех через плечо (окромя пехотных офицеров, как Вы правильно заметили, но (!) - при походной форме одежды! При парадной и повседневной форме даже у пехотных офицеров был плечевой ремень шашки). 
    Кстати, по уставам начала 20 века во всех армиях мира кавалерия - это средство передвижения, а не ведения боя! И Россия не была исключением. Брэнди-стейшен оказало огромное влияние на военные умы. 
    И троица на фото, это не донцы, а сибирцы.  
    С уважением 



     


     

  18. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 07.02.2013, 20:40

    Picasso,
    Кавалерийская образца 1927 года?  Серп и молот в звездочке на "пяточке" эфеса?  Эх, завидую белой завистью! Предлагали недавно такую В ужаснейшем состоянии  Без ножен За какие-то оху неприличные деньги Пришлось отказаться


    Насчет формы спорить не буду - в предвоенной сводной таблице (1913 года) наличествовало 27 ея всяких разных вариантов, ЕМНИП, конечно жеж. Помню точно только то, что даже поясных подвесов существовало 2 вида - раздельный и цельный. К сожалению вторую модель в оригинале пока раздобыть не удалось - приходится довольствоваться аутентичной репликой  А Вы свою на чем носите?

    Ну и раз Вы утверждаете, что на фото - сибирцы -  значится так тому и быть - все равно на чб фотке оброка не рассмотреть.

    ПыСы. А что такое "Бренди-стейшн"? А то как-то непривычно слышать, что такой древний род войск как кавалерия - предтеча автобатов. Я все-таки отношу ее к предшественникам  механизированных соединений и ТВ 

    С уважением 

     

  19. Picasso
    Picasso Автор 07.02.2013, 21:21

    =ВАРЯГЪ=,
    так точно, с серпом и молотом в звездочке и креплением для штыка на ножнах. Она поменьше и полегче обр. 1881 г. будет. Носить? А как же законодательство по поводу ношения? Дома, на стеночке, тряпочкой пыль вытираю...
    Бренди-стейшн, это американская станция Бренди... Место сражения времен гражданской войны в США. Наберите в поисковике. А относительно описания влияния этого сражения на развитие отечественной конницы, могу рекомендовать "Историю русской армии" А.А. Керсновского (в сети есть). Именно из-за американской "ездящей пехоты" вся русская кавалерия и стала в 1881 г. драгунской...  

  20. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 07.02.2013, 22:04

    Picasso,
    Так а дома на стеночке она на чем висит - неужели на гвоздиках? А салом клинок смазываете? 

    Только позвольте с тем, что "вся русская кавалерия стала в 1881 г. драгунской" НЕ согласиться. Армейская - да, уланы и гусары ушли в прошлое . Но остались жеж казаки, которых мы тут, собсна и обсуждали. А как жеж кирасиры в гвардии?

    Насчет "Бренди-стейшн" все понял - почитаю с оказией на досуге. Просто не знал, что наши переняли именно американский опыт, впрочем, как всегда влобовую и бездумно 

    С уважением
     

  21. Dedushka
    Dedushka 11.02.2013, 01:28

    Picasso,
    =ВАРЯГЪ=,
    Прошу извинения за ошибку насчёт сабли. Посмотрел я литературу и оказывается, что в конце ХІХ века сабель на вооружении в России вообще не было. Всё это были просто "шашки" и "шашки казачьи", отличавшиеся между собой только наличием дужки, которую я обозвал гардой. Клинок же и ножны — одинаковы. Казачьи шашки были на вооружении казаков, у всех остальных — просто шашка (с дужкой). Палаш был оставлен только в 1Гв.КД в мирное время.

  22. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 11.02.2013, 10:31

    Dedushka Джеральд,
    Да Б-г с Вами, не перейматесь, я же сказал, что подобная ошибка более чем типовая. Сам так считал, пока не разобрался в сути вопроса.

    Да, я правильно понял, что под шифром "1Гв.КД" Вы таки имели ввиду кавалергардов?

  23. Dedushka
    Dedushka 11.02.2013, 17:23

    под шифром "1Гв.КД" Вы таки имели ввиду кавалергардов?
      Ну, да. Официально они именовались 1-й гвардейской кавалерийской дивизией.
    Вот отрывок из статьи 1891 года под названием "Белое (или холодное) оружие":

  24. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 11.02.2013, 23:59

    Dedushka,
    Оказывается, что и 120 лет назад журналисты ни разу не понимали о чем пишут. Вот уж с чем НЕ соглашусь -  так это с тем, что нижние чины артиллерии тоже имели шашку. Насколько я помню у них даже винтовок не было - исключительно карабины. Чай Россия - НЕ Германия

  25. Dedushka
    Dedushka 12.02.2013, 00:49

    журналисты ни разу не понимали о чем пишут

    Да это не журналистская статья, это статья из авторитетнейшей энциклопедии Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Там сказано, что сапёры и пешая артиллерия имели тесак с прямым обоюдоострым лезвием с 1846 по 1881 г., а затем шашку. Все изменения по родам войск, категориям военнослужащих и видам холодного оружия рассматриваются раздельно начиная с Киевской Руси. Вот ссылка: Белое (или холодное) оружие:[Статья] //Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — Т.V (9). — СПБ: Изд. И.А. Ефрона, 1891 — С.216-218.

  26. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 12.02.2013, 10:00

    Dedushka,
    И Брокгауз с Ефроном тоже не понимали. А жаль.

  27. Picasso
    Picasso Автор 12.02.2013, 18:57

    Dedushka,
    для Вас небольшой бальзам на душу. В некоторых полках русской конницы все же процветала "неуставщина" - там вне строя офицеры позволяли себе носить вместо положенных шашек именно сабли. 



  28. Dedushka
    Dedushka 12.02.2013, 19:06

    Picasso,
    Спасибо за бальзам.
    Про неуставщину, помните плакаты в армии: "Живёшь по Уставу — завоюешь честь и славу!"

  29. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 12.02.2013, 19:35

    Кхе-кхе, милейший Dedushkа Джеральд, а Вы, собственно говоря, какую армию имеете ввиду? 
    Таки в Советской данная фраза звучала так: "ЖивИ по Уставу..." ну и так далее 

  30. Ясенов
    Ясенов 12.02.2013, 19:40

    =ВАРЯГЪ=,
    Dedushka,
    А у нас на плакате в казарме было написано:

    Коль тяжело на сердце, и холодно в груди,

    Прочти статью устава и строевым пройди.

     

  31. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 12.02.2013, 19:57

    JohnAdmin,
    Так-с, Вы только потом НЕ спрашивайте кто еще 12 февраля уже дал отмашку на празднование 23-го.
    Кстати -  первая запятая в цитате - лишняя

    С уважением 

  32. Dedushka
    Dedushka 12.02.2013, 20:16

    "ЖивИ по Уставу..." ну и так далее
    Во-во! Я об этом.



    JohnAdmin,
    У меня где-то есть сборник этих идиотских пословиц, изданных министерством обороны и выдаваемых за народные, так там после каждой в скобках стоит её якобы фольклорная принадлежность: (казахская), (белорусская) и т.д. Это же надо до такой глупости додуматься!
    Сейчас, вот, вспомнил… Называется это чудо фольклористики "За край свой — насмерть стой. Пословицы и поговорки народов СССР."

  33. Ясенов
    Ясенов 12.02.2013, 21:06

    Кстати -  первая запятая в цитате - лишняя
    Орфография первоисточника сохранена

  34. mech45
    mech45 12.02.2013, 21:26

    ...Служи по уставу и так далее по тексту...

  35. Picasso
    Picasso Автор 14.02.2013, 18:26

    В вопросе о неуставных отношениях в Российской Императорской армии весьма показателен следующий эпизод: 30 сентября 1915 г. в м. Новочелицы корпусным комендантом в пьяном виде был задержан полный Георгиевский кавалер (!) донской казак Василий Курносов, который вступил с офицером в спор, а затем нанес ему удар шашкой. Военно-полевой суд приговорил разведчика-героя к лишению наград и расстрелу. Приговор приведен в исполнение...

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.