Донецкий раскрой: Каменка, Красный Фронт, 5-й участок
02.07.2011

Донецкий раскрой: Каменка, Красный Фронт, 5-й участок

После первой попытки «Донецкого раскроя» стало очевидно, что эта задача – нарезка территории города на мельчайшие составляющие – слишком объемна, чтобы подходить к ней в целом. Попробуем изменить методологию. Сосредоточимся на каких-то ограниченных территориях. Сегодня в поле нашего зрения попадают Каменка, Красный Фронт и 5-й участок.

Что до Каменки, то здесь все предельно просто. Житель этого поселка Александр Верный прислал им же изготовленную схему, на которой обозначены границы. Как изначальные, так и окончательные. Собственно, о Каменке на сайте писалось дважды –здесь и здесь, так что особо растекаться мыслью не будем:

 

Переходим к Красному Фронту и  5-му участку. Это – единый конгломерат, расположенный между Веткой и Гладковкой. Красный Фронт вообще считают частью Ветки. В прошлый раз мы обозначали границы этого поселка следующим образом:

 

Такое решение, опиравшееся на личный опыт автора и уточняющие расспросы местного населения, вызвал легкое недоверие. Товарищ dolzhnik обратил его (автора) внимание на то, что согласно карте wikimapia, как Красный Фронт обозначено нечто совсем другое:

То есть – кусок территории к западу от северной части улицы Молодых Шахтеров, между переулком Уманским и улицей Озерной. Не зная, почему человек под ником alexpav2005 в свое время назвал этот кусок «Викимапии» «Красным Фронтом», я не стану комментировать этот раскрой. Скажу лишь, что за 15 лет жизни по соседству (на улице Собинова, 110), автор ни разу не слышал, чтобы эту территорию  хоть каким-то боком относили к Красному Фронту. Поэтому автор настаивает все-таки на своем варианте границ поселка, возникшего в конце 40-х – начале 50-х.

Что касается Красного Фронта по версии товарища alexpav2005, то жители «правильного» Красного Фронта» всегда относили его к Ивановке. А границы Ивановки понимались следующим образом:

 

Хотя на «Викимапии», опять-таки, присутствует совсем другая версия:

Как видим, тут ивановская империя по какой-то причине захватывает даже законную, как казалось автору всегда, часть Гладковки. В вопросе Ивановки, старой деревеньки юзовских времен, необходима еще уточняющая информация, за которой, будем надеяться, не заржавеет.

В обоих случаях, Ивановка захватывает 5-й участок как свою составную часть:

 

 

И вот с очертаниями 5-го участка разночтений практически нет. Он довольно четко очерчен улицей Гамарника, Молодых Шахтеров и Олимпийской. Это район, формирование которого началось в 30-х годах, назван так потому, что непосредственно прилегал к шахте №5 им.Горького» рудника «Ветка»(во всяком случае, так утверждает знаток шахтной истории города slavomir).

Ни внутри Красного Фронта, ни внутри 5-го участка более мелких фракций выявить не удалось, так что будем считать раскрой этой части Донецка завершенным.


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. Zhoock Off
    Zhoock Off 02.07.2011, 20:15

    донвалексу - помогите понять - я в младенческом возрасте (с середины 70-х) проживал на Каменке или на "поселке ДонУГИ" - дом 73 по Щорса? А то встретилось вот такое обозначение.
    Потому как "поселком ДонУГИ" данный квартал из местных никто не называет и сейчас, вроде. И родители мои не помнят, чтоб там хоть пара семей донугишных проживала - а народ тамошний был весьма колоритный и разный. Но отношения к ДонУГИ не имел.



    Zhoock Off,
    блин - потерял, откуда я этот ДонУГИ вообще взял:((
    может, отсюда http://donjetsk.com/life/299-neizvestnaja-kamenka.html

  2. vagan
    vagan 02.07.2011, 20:31

    О! Дом свой нашел на 5 участке. Спасибо.

  3. Ясенов
    Ясенов Автор 02.07.2011, 20:33

    vagan,
    Ну, положим, ты уже давно знал, что живешь на 5-м участке:)

  4. Новоигнатьевский

    vagan,
    О, я даже знаю где он!

  5. vagan
    vagan 02.07.2011, 20:37

    А вот как- то приятно увидеть его здесь, на твоем замечательном сайте. Не знал почему называется "5 участок". Я же здесь новенький.

  6. Ясенов
    Ясенов Автор 02.07.2011, 20:54

    vagan,
    Новенький? Вот это новость

  7. dolzhnik
    dolzhnik 02.07.2011, 21:20

    JohnAdmin, согласно твоей версии поселок между Гамарника и Уманской вообще остался "безхозным":-))))

  8. Ясенов
    Ясенов Автор 02.07.2011, 21:24

    dolzhnik,
    Никак нет! Он вошел в состав объединенной Ивановки!

  9. slavomir
    slavomir 02.07.2011, 23:08

    Если развивать содержание  под рабочим названием "Что в имени твоём..." где отражена логическая связь и мотивы происхождения названий донецких посёлков, то необходимо отметить что пос. Красный фронт получил своё название от неимоверной концентрации в этом месте донецкой степи несгибаемых любителей сладкой шоколадной продукции московской кондитерской фабрики "Рот фронт".

    А если серьёзно, то Ивановка не такая обширная. исторически она лепилась к рудникам купца армянского или иудейского /пока точно не известно/  а может быть и греческого, судя по имени, происхождения - Христофора Иванова. Кстати, одно время он владел / на праве аренды/ и легендарным Александровским рудником с которого и начиналась промышленная разработка угля на территории города. Точно очертить границы настоящей изначальной Ивановки не возьмусь, но то что она была компактнее и обособленнее волне и вполне возможно.

  10. Ясенов
    Ясенов Автор 03.07.2011, 09:18

    slavomir,
    По непроверенным данным, фабрику в Москве назвали в честь поселка города Сталино! А по проверенным, их назвали одновременно, в середине 30-х, когда пострадал товарищ Тельман

  11. Дмитрий Пашкевич

    Насчет границ родной Каменки - согласен, под вопросом только "больничный" квартал ниже Розы - жилых домов там не было. 

  12. donvalex
    donvalex 04.07.2011, 07:49

    Zhoock Off
    "Поселок ДонУГИ" так назывался, в основном, в 60-ых. Затем был какой-то переходный период, и где-то с конца 70-ых это была уже твердая Каменка. По поводу происхождения названия соглашусь, что из аборигенов мало кто был связан с самим ДонУГИ, и поэтому я склонен считать, что название сложилось из-за непосредственной близости к данному институту. Кстати, слышал я мнение неких горячих голов, что жилые дома по Артема от Таманского до ДонУГИ считались Верхней Каменкой... Но по-моему это уже перебор.

    Дмитрий Пашкевич,
    Насчет границы по нынешней больнице Вишневского могу поручиться. Дело в том, что находившиеся там так называемые 1-я и 2-я посадки (нынешние стоматология, инфекционное, хирургическое отделение, морг) были целиком вотчиной Каменки. 3-я посадка, - от нынешней улочки, идущей от проспекта Панфилова вглубь, и до ж/д ветки (то есть нынешний квартал Центральный, дом Вишневый, Центр материнства), - так вот 3-я посадка была своего рода буферной зоной. А за ж/д веткой начинались владения смоляниновских... Что, впрочем, не мешало и каменским и смоляниновским устраивать в урочище Бахмутка мирные сабантуи...

  13. sv.dudnik
    sv.dudnik 04.07.2011, 20:28

    Zhoock Off,
     Ну, если ты не знаешь, там почти никого из жителей не осталось. В моём доме по Панфилова 9 из 8 осталось 4 жилых квартиры. Посёлок Донуги назывался так в начале 50-х. А потом их переселили в новые дома на Артёма. Кстати я помню это название "Верхняя каменка".



    donvalex,
    В конце 50-х начале 60-х все жители вверх лежащих кварталов и летом и зимой ходили отдыхать на поле бывшей с/х выставки между 3-й и 4-й посадкой. Моя мать на новый 64-й годсломала мне лыжы, наехав на ямку, приготовленную для посадки деревьев на этом поле. Кстати, 3-я посадка была наша, а вот за путями не смоляниновских, а октябрьских и разборки были ещё те. Но, помню, самые крутые разборки были с гладковскими.



    Дмитрий Пашкевич,
    Это я поменял границы Каменки на викимапии. На месте зубной больницы был маленький террикон метров 20. Там каталась малышня. А кто постарше- катался с террикона на месте еврейского  улика с северной стороны.

  14. Дмитрий Пашкевич

    "кто постарше- катался с террикона на месте еврейского  улика с северной стороны"

    sv.dudnik, а насколько большой был этот террикон?

    На его месте построили не только "еврейскую девятиэтажку" - 100а, но и мой родной пятиэтажый 100-б.
    В детстве покупать мелки не было смысла - вокруг дома можно было найти куски породы самых изумительных цветов - рисовали на асфальте ими. 

  15. sv.dudnik
    sv.dudnik 04.07.2011, 22:35

    Террикон был не очень большой, метров 60. Со стороны котельной было надствольное здание. Со стороны Щорса шли рельсы к котельной, по которым возили на неё уголь, пока не перешли на газ.

  16. wichtig
    wichtig 05.07.2011, 08:42

    а какая имеется в виду котельная? та которая с высоченной трубой по ул. Щорса?

     

    я видел остатки каких-то рельс возле пятиэтажек в районе таксопарка, возможно имеются в виду они?

  17. Zhoock Off
    Zhoock Off 05.07.2011, 09:34

    sv.dudnik,
    60 м - это площадь или какой параметр?

    со стороны Щорса - это откуда именно?

    извините, мне непонятно, но я интересуюсь

  18. sv.dudnik
    sv.dudnik 05.07.2011, 15:42

    wichtig,
    Ну да, других там рельс не было. Там где сечас гаражи была разгрузка угля, гаражи начали строить в конце 60-х, мы в них взрывали самодельные бомбы из алюминиевых фляжек. Были у нас в 48 школе химики-любители. Хотя, смотря какие дома вы имеете в виду. Если между Щорса и Университетской- то да. А если ниже, то по Розе шла ветка

    через Панфилова на теплицы Зеленстроя. Я ещё помню частные дома по Розе от Панфилова к югу вдоль путей.

    Zhoock Off,
    60 м высота, не больше, потому что когда мне было лет 5-6 т.е. 61-62 года я со старшими пацанами залезли на него по шпалам со стороны котельной, а потом решили сбежать сбоку к Щорса. И я, пробежав метров 15 споткнулся и катился до самого низа, но отделался шишкой на лбу. Со стороны Щорса- это где РОВД. Когда его строили, то во дворе для строительства ментовского гаража счесали часть террикона. Кстати, может кто помнит, в каком году он взорвался? По моему, где-то в начале 60-х.

  19. wichtig
    wichtig 06.07.2011, 10:13

    sv.dudnik,

    мой отец провел детство в тех местах, они тоже с пацанами лазили на этот террикон, учился он тоже в 48 школе, да и я там тоже учился...

    поэтому я и уточняю, места то ведь знакомые)))

    террикон вроде бы взорвался в 69-70 году

     

    еще интересно - там ведь дома построены прямо над стволом шахты, как же в советское время такое допустили? это сейчас строят где попало, а тогда?

     

    вопрос еще такой - а не помните ли вы террикон шахты №7 Ветка (это который в урочище Бахмутка, за путями), и что там было с самой шахтой, когда ее прикрыли?

     

     

  20. sv.dudnik
    sv.dudnik 06.07.2011, 17:36

    wichtig,
    Нет, террикон взорвался раньше. В 70-м его уже не было.

    Скорее всего ствол засыпали породой и не обязательно он был под домом.

    Не наша земля, мы туда боялись ходить.

    Если идти по Щорса от Панфилова, то первые деревья у школы посажены нашим классом в 1978 году.

  21. donvalex
    donvalex 06.07.2011, 21:37

    sv.dudnik

    Скажите, вы, случаем, не имеете ли какое-то отношение к Сергею Дуднику, ныне живущему в Воркуте?

  22. donvalex
    donvalex 06.07.2011, 22:32

    в Воркуте?

  23. donvalex
    donvalex 07.07.2011, 07:02

    Тогда - Сереге привет!

  24. sv.dudnik
    sv.dudnik 16.07.2011, 20:37

    Дмитрий Пашкевич,
    Вот в разделе "Раскинем карты" теперь

    можно посмотреть на этот район.

  25. Camelot
    Camelot 17.07.2011, 19:42

    не знаю как было раньше, но в 80-90 гг, каменка начиналась от панфилова, далее по щорса до пересечения с освобождением донбасса (троллейбусный парк) и по университетской шла до таманского, нижняя граница заканчивалась на путях за больницей вишневского. т.е. район ун. Украина был наш.

  26. sv.dudnik
    sv.dudnik 17.07.2011, 19:54

    Я Вам просто объясняю, откуда пошла Каменка. В то время рядом других многоэтажных домов не было. Естественно, это название потом переходило на рядом строящиеся кварталы. Тем более, что почти все учились в 13-й школе, немного в 54-й. Я говорил за гастроном Украина, а не за универсам. Кстати начинали строить там кинотеатр, выкопали котлован и заморозили. Мы там года два на плотах катались. Каменка - это жилые кварталы. А посадки - это зона влияния и она простиралась до Бахмутки, а дальше владения октябрьских.

  27. Bluesboy
    Bluesboy 20.05.2015, 23:58
    По поводу происхождения названия 5-й участок.
    Я почему-то от некоторых шахтеров слышал,
    что название пошло от 5-го участка шахты Засядько.
    Еще пару раз слышал, как красный фронт 4-м участком обзывают,
    может конечно и ошибались.
  28. Ясенов
    Ясенов Автор 21.05.2015, 00:04
    Еще пару раз слышал, как красный фронт 4-м участком обзывают

    Я на Красном Фронте прожил 15 лет - ни разу не слышал, как его 4-м участком называют
  29. Bluesboy
    Bluesboy 22.05.2015, 22:38
    Я почему-то иногда слышу, но люди могут по ошибке говорить... ))
    Читал вот статьи про Красный Фронт.. Там упоминается кислородный завод, Новая Ветка.. Я вот на Политбойцов вырос, и там возле баскетбольной площадки
    есть несколько больших грушевых дерева, и одно яблоневое, явно специально
    высаженные, им лет по 50 наверное..
    Так про эти деревья порой говорят, что это остатки каких-то садов,
    которые были еще до микрорайона.
    Вы не в курсе, были все-таки сады? )))
    То что был не только завод, понятно по остаткам частного сектора,
    все еще существует десяток домов возле газового РЭС и пожарной части.
    Вообще в том районе разбросано много загадочно сохранившегося частного сектора, как в окрестностях пожарной части, так и барак на 4-х хозяев
    возле остановки трамвая "Полиграфическая", и двухэтажный барак возле
    кольца трамвая "Экономическая", где совсем недавно люди по-настоящему
    пользовались уличной водяной колонкой..
    В общем интересно было бы почитать про райончик.
    Если хотите, могу кинуть несколько фото изнанки Миронова... ))
  30. Ясенов
    Ясенов Автор 22.05.2015, 23:56

    Если хотите, могу кинуть несколько фото изнанки Миронова... ))
    Кидайте, конечно! А остатки частного сектора там до сих пор есть, примыкают к трамвайному пути в районе кольца 6-го маршрута